ГОСТИ ГОРОДА

Без воздуха птицы не летают

Уверена, 14 марта нынешнего года войдет в историю города как день, когда в Белове на сце­не ЦДК выступал народный артист СССР, обожаемый женщинами всей страны пастух Мусаиб из кинофильма «Свинарка и пастух» (1942 г.), лауреат Книги рекордов Гиннесса, единственный в мире артист, продолжающий работать на сцене в возрасте 98 лет (!) - Владимир ЗЕЛЬДИН.

Во Дворце культуры на встречу с артистом собралась в том числе и целая армия дам по­чтеннейшего возраста, надушенных «Красной Москвой», в нарядных платьях и костюмах, бывших модными в 70- х годах, с тростями и с какими - то невероятными ридикюлями. Прижи­мая к груди цветы, они пришли повидать всенародного любимца, неподражаемого героя со­ветского кино.

Среди собравшихся были и мужчины, судя по тому, что награды военных лет сияли на их пи­джаках, - фронтовики. На лицах - суровое торжество, они пришли на свидание с юностью.

Пресс - конференция

Первыми с кумиром миллио­нов встретились представите­ли СМИ.

Встреча прошла в малой гостиной ЦДК. Вместе с про­славленным артистом нас встретила популярная актриса театра и кино, народная арти­стка России Ольга Богданова и жена Зельдина - Иветта Капра­лова. (Иветта родилась в 1935 году, она третья жена Зельди­на, вместе они уже более 50 лет).

Богданову и Зель­дина связывает мно­голетняя дружба, они артисты Театра Армии, вместе выезжают в творческие командировки. Едва мы вошли, как Ольга объявила, что она «переводчик» Владимира Ми­хайловича. Увы, прославлен­ный артист плохо слышит, и все вопросы, которые мы обратили к нему, Богданова повторяла высоким, хорошо поставлен­ным театральным голосом.

Вопрос от «БВ» :

- Владимир Михайлович, вы все еще играете в театре, в каких спектаклях заняты ?

- Благодаря Юлию Гусману играю в спектакле «Человек из Ламанчи» в роли дон Кихота. Спектакль идет уже 8 лет и с большим успехом.

Увы ! На этом Ольга Богдано­ва решительно прервала нашу беседу (Владимир Михай­лович очень длинно и про­странно отвечал на каж­дый вопрос) и предложила открыть встречу, пообе­щав, что Владимир Михайлович все рас­скажет о себе со сцены. Так и вы­шло.

Кстати, пока операторы вно­сили треноги, я успела задать артисту еще один вопрос (редактор нака­зал):

Владимир Михайлович, как вы относитесь к женщинам ?

Зельдин медлил с ответом.

Ольга Богдано­ва, кстати, очень демократичная, веселая дама, на­носила грим и пе­реодевалась тут же. Так вот, пока артистка втиски­валась в концерт­ное платье, не успела повто­рить вопрос громко. Эконо­мя время, я на­клонилась к Зельдину и, на­брав побольше воздуха в лег­кие, переспро­сила сама. И вот тут, совер­шенно нео­жиданно, Владимир Михайлович поймал мои руки (смотрите фото), притянул к себе и поце­ловал в обе щеки. Получилось очень по - мужски и очень ис­кренне (сила в руках есть), при этом артист сказал : «Милочка, передайте всем : я женщин очень люблю ! »

С этими словами Владимир Михайлович пошел переоде­ваться, а я - в зрительный зал. По пути кто - то из смишников заметил : «Умеют же люди рабо­тать».

Я же переживала смешан­ное чувство от неожиданного открытия, наклонившись к ар­тисту близко, практически гла­за в глаза, увидела : он плохо видит ! Его взгляд сосредото­чился только когда он взял мои руки !

А может быть, я ошиблась ? Первое, что сделала, вернув­шись домой, - вошла в Интер­нет. В одном из интервью жены Зельдина нашла подтвержде­ние догадки : Владимир Михай­лович почти слеп, он видит только левым глазом крупные объекты - и то, как размытые пятна.

Теперь стало понятно, поче­му на сцене стояли два боль­ших кресла и почему он, время от времени, трогал рукой стой­ки микрофонов : это были его ориентиры !

Я снимаю шляпу перед вели­ким артистом, уверена : кроме тех, кто знал о его слепоте и глухоте, вряд ли кто - то еще об этом догадался. Великий Зель­дин сыграл перед публикой зрячего, слышащего артиста, который пел, уверенно ходил по сцене и даже кружился в танце !

Три часа зал вдыхал и выды­хал вместе с маэстро !

Ольга Богданова (воистину Богом данная Зельдину колле­га и друг) вела программу. Вы­ступление построили как путе­шествие из прошлого в настоя­щее. В пути кумир миллионов поведал о любопытнейших де­талях съемки легендарных фильмов, о встречах с велики­ми людьми, пел песни и даже сыграл крохотные эпизоды из спектаклей.

В углу сцены на небольшом экране показывали отрывки из фильмов и спектаклей маэстро.

«Свинарка и пастух»

О. Богданова :

- В кино Владимир Михайло­вич попал благодаря роли по­граничника грузина Гаглидзе, которого играл в спектакле «Ге­неральный консул». В апреле 1941 года на этот спектакль по­пала молоденькая ассистентка Ивана Пырьева, набиравшего

актеров в новый фильм «Сви­нарка и пастух». Зельдин в роли грузина смотрелся очень до­стоверно, поэтому ассистентка предложила ему приехать на «Мосфильм» и познакомиться с режиссером. В. Зельдин :

- Когда началась война, рабо­та над фильмом подходила к концу. Все были в шоке, думали, что фильм не будет окончен. Я тоже не видел смысла снимать­ся в сугубо мирном фильме и, поставив в известность дирек­тора студии, отправился в воен­комат. И вот, когда нас построи­ли, чтобы отвезти в казармы, во двор въехала легковая машина с Мосфильма. Меня тут же «из­влекли» из строя и увезли. Ока­зывается, было получено указа­ние : съемки «Свинарки» во что бы то ни стало продолжить. Я получил «броню».

Юбилеи

В. Зельдин :

- Известный английский пи­сатель сказал : «Юбилей - это катастрофа с привкусом празд­ника», но, знаете, бывают и приятные моменты. Когда мне исполнилось 85 лет, я побывал в Кремле, исполняющий обя­занности президента Влади­мир Владимирович Путин позд­равлял меня, и мы даже выпили шампанского. Корреспонденты снимали, одно фото попало в газету.

На следующий день писатель Гриша Горин пришел в театр, вышел на сцену с бутылкой вод­ки, на нее он наклеил фото, где я и Путин чокаемся, и прочитал такое четверостишие :

«При народе два Володи

выпить собрались.

«Если ты еще пригоден -

присоединись.

Выпей за успех артиста,

за талант его»,

- Обращается к народу

из Кремля и. о. ».

О. Богданова : - К своему 90- летию Влади­мир Михайлович подготовил новую роль ! Юлий Гусман по­ставил спектакль по знамени­тому мюзиклу «Человек из Ла­манчи». В роли дон Кихота Зельдин вновь поет, танцует, иг­рает в драмати­ческих сценах. Это было неве­роятно, никто не верил, даже зло шипели : «Что вы делаете ?! »

А он играет, играет без ски­док на возраст ! Наверное, в этой жажде постоянно работать и за­ключается сек­рет вечной моло­дости актера.

Театр - это воздух

В. Зельдин :

- В 8 лет я чуть не попал в ко­леса парохода (тогда были ко­лесные), меня уже начало затя­гивать, но я выплыл. В 9 лет у меня был дифтерит - смертель­ная болезнь (тогда еще не изо­брели пенициллин), но пришел доктор и через трубочку отсо­сал гнойную пленку, и я остался жить. В 1937 году нас не трону­ли, а моего дядю и всю его се­мью убили.

В 1941 году меня мобилизо­вали на фронт, но режиссер Пырьев утвердил на роль, и мне дали «броню».

После войны я сыграл удиви­тельные спектакли. Я тысячу раз выходил в этой роли Альдемаро и ни разу не заболел, не сорвал спектакль.

Папа умер в 53 года, мама - в 47 лет. А я живу ! Я прожил уже почти две жизни. Зачем ? Ду­маю, если бог хранит меня, значит, я еще не все сделал !

Я очень сильно люблю театр и хочу, чтобы так же сильно и вы любили его. Мы - актеры - не выигрываем войн, не строим города, мы не знаем, как побе­дить голод и холод. Но вы каж­дый вечер приходите к нам, и этому не могут помешать ни ре­волюции, ни голод. Вы прихо­дите и ждете наших слов. Поче­му ? Чтобы повеселиться ? Или дело в том, что иногда мы пла­чем вместо вас ?

Приходите к нам, дорогой зритель, мы ждем вас снова и снова, ведь нам есть о чем поговорить. Театр - это воз­дух, а без воздуха птицы не летают.

Поэтому я не прощаюсь с ва­ми, а говорю : до свидания.

Алсиня ШУЛЕПКО.

Фото Вячеслава СВЕТЛИЧНОГО.